|
Стенды:История подводного флота: |
|||||||||
Подводная лодка ДжевецкогоОсновные параметры • Наибольшая длина - 6 м • Ширина - 1.37 м • Скорость - 2.5 узла • Глубина погружения - 12.5 м Описание Подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м. Обшивка была выполнена из листов толщиной 5 мм. Эта подводная лодка вмещала 4-х человек и имела два гребных винта - один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, передний винт поворачивался в вертикальной плоскости, задний - в горизонтальной. Изготовление шарниров рулей было поручено мастерским Губэ во Франции, что дало впоследствии повод Губэ предъявить совершенно безосновательные претензии на авторство в проекте самой подводной лодки. Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды. На этих испытаниях, имевших цель показать достоинства лодки Александру III, Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями лодки, и преподнес императрице Марии Федоровне букет великолепных орхидей со словами: "Это дань Нептуна Вашему Величеству". После этих испытаний последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей по 3-му варианту подводной лодки. Подводные лодки 3-го варианта немногим отличались от 2-го варианта - они имели по одному кормовому гребному винту, который поворачивался в плоскости руля; для удержания глубины на подводном ходу (удифферентования) был применен подвижный груз на червячном валу, который можно было перемещать по длине лодки. Мины представляли собой 50-фунтовые пироксилиновые заряды, хранившиеся в резиновых мешках, надуваемых воздухом для придания им положительной плавучести, которая обеспечивала их примыкание к неприятельскому судну. В 1881 году все 50 подводных лодок были построены и распределены следующим образом: 16 подводных лодок оставлены в Кронштадте, 32 направлены по железной дороге в Одессу для распределения между Черноморскими портами; из двух оставшихся одна оставлена Джевецкому для дальнейших усовершенствований, одна находилась в распоряжении Инженерного ведомства и в 1904 году по проекту лейтенанта Яновича была переоборудована в полуподводную лодку с бензиновым двигателем. Оставленная в распоряжении Джевецкого подводная лодка была переоборудована по4-му варианту, с новым источником энергии - аккумуляторной батареей и электродвигателем, вращающим гребной винт. Именно эта подводная лодка сохранилась до настоящего времени и находится в качестве экспоната в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. К сожалению, внутри она пуста - никаких механизмов и устройств не сохранилось. До 1891 года подводные лодки Джевецкого находились в ведении Инженерного ведомства, 23 июля 1891 года они вместе с минами Лея и большими минами Уайтхеда были переданы в Морское ведомство, которое, произведя осмотр подводных лодок, приняло следующее решение: "Ввиду непригодности подводных лодок Джевецкого для активной защиты портов при современных условиях военных действий на море и для избежания расходов Его Императорское Высочество великий князь генерал-адмирал в 20-й день сего июля соизволил испросить разрешение на разломку означенных подводных лодок с обращением в лом металлов... ...Три или четыре лодки оставить для портовых надобностей, как-то осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений, а также для разных опытов". В соответствии с этим подводная лодка № 35 была оставлена в Либаве, 1 - у Джевецкого, две - для водолазного класса. В 1893 году на Черном море 2 корпуса подводных лодок Джевецкого использовали, соединив их параллельно для изготовления плавучего бакена, затем 3 таких же бакена изготовили в Кронштадте. С началом русско-японской войны снова возникло предложение об использовании подводных лодок Джевецкого, но ни одной исправной лодки к этому времени не сохранилось. Одна была приведена в исправное состояние, опробована на ходу и приспособлена к использованию мин Шварцкопфа, но ввиду ее низких тактико-технических элементов - быстрого уставания экипажа, рыскливости на ходу и малой скорости - так и не была использована. Сознавая недостатки своих подводных лодок, Джевецкий обратился к идее создания "водобронного миноносца" - низкосидящего полуподводного судна с паровой машиной для надводного хода и электромотором для возможности движения в почти погруженном состоянии, когда на поверхности оставалась только верхняя палуба и небольшая часть надстройки, заполненная пробкой. Этот проект не был осуществлен. Больший успех имело другое изобретение Джевецкого - решетчатые торпедные аппараты, нашедшие широкое применение в русском флоте, принятое также и во Франции (с 1892 года и до смерти в 1938 году Джевецкий жил и работал в Париже). Вернуться на главную страницу музея. |
||||||||||