ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" |
---|
Во многих сферах современного общества происходят глобальные изменения. Становятся крайне востребованными люди, наделенные творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационном пространстве, умеющие успешно справляться с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Среди основных направлений обновления образовательного процесса, предлагаемых отечественными учеными в качестве приоритетных необходимо назвать следующие:
Интерес к познанию возникает у человека с рождения. Однако со временем постепенно затухает. А ведь любому обществу так необходимы одаренные люди! Поэтому очень важно именно в раннем возрасте выявить увлеченных различными областями науки и техники детей, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, научить самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, уметь контактировать с людьми. Известно, что исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Становится очевидным, что исследовательская деятельность отвечает основным запросам современного общества, поэтому исследовательская деятельность детей должна стать неотъемлемой частью современного образования, важным направлением модернизации последнего. В настоящее время во многих детских учебных заведениях создаются Ученические научные общества, в которых дети под руководством педагогов занимаются исследовательской деятельностью. Однако иногда педагоги недостаточно четко представляют, что именно подразумевает под собой данная работа, каковы этапы исследования, как оформить работу и т.д. В этом случае исследовательская работа превращается в конспект неких первоисточников по заданной теме. В связи с вышесказанным, становится актуальным и крайне востребованным создание и проведение курсов, посвященных развитию у детей исследовательских навыков, обучению основ исследовательской деятельности. Цель курса «Основы исследовательской деятельности детей»: создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Задачи курса. Образовательные задачи: Ø Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки. Ø Формировать исследовательские умения и навыки. Ø Формировать библиотечно-поисковые навыки. Ø Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации. Ø Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций. Развивающие задачи: Ø Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей. Ø Создавать условия для расширения кругозора детей в области достижений отечественной и зарубежной науки. Ø Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития. Ø Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей. Воспитательные задачи. Ø Создавать условия для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей. Ø Создавать условия для профессионального общения юных исследователей, преподавателей, представителей вузовской науки. Ø Прививать уважение к научной литературе и ее чтению. Ø Формировать самостоятельность и волевые качества. Ø Способствовать выработке организаторских навыков, умения вести себя в коллективе. Ø Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности, доброжелательности. |